1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>
extremal-board.com

МАИ

 

Начало двадцатого столетия ознаменовалось бурным развитием авиационной науки и техники. Именно в этот период были заложены основы теории полета аппаратов тяжелее воздуха, созданы первые успешные образцы самолетов и двигателей к ним, промышленность осваивала производство самолетов и связанные с ним новые технологические процессы.

Это обуславливало потребность в принципиально новых кадрах инженеров для новых отраслей науки и техники. Инициатором создания научных и учебных центров для проведения необходимых исследований и подготовки научных и инженерных кадров в интересах отрасли стал выдающийся русский ученый, основоположник аэрогидродинамики профессор Николай Егорович Жуковский (см. раздел «Из истории высшего авиационного образования в России»).

После смерти Н. Е. Жуковского продолжателем его деятельности по подготовке авиационных инженеров стал его ученик, выдающийся ученый и педагог Борис Николаевич Юрьев (1889-1957). В 1925 году, по инициативе Б. Н. Юрьева, на механическом факультете МВТУ было организовано аэромеханическое отделение, преобразованное в 1929 году в аэромеханический факультет, на котором преподавали многие ученики Н. Е. Жуковского.


В конце 20-х годов, в связи с широким разворотом работ по индустриализации народного хозяйства страны и, в частности, созданию отечественной авиации, остро встал вопрос о необходимости значительного расширения подготовки инженерных кадров. В связи с этим 20 марта 1930 года было принято решение о разделении МВТУ на пять специализированных инженерных вузов, в числе которых было и Высшее аэромеханическое училище (ВАМУ).

ВАМУ было организовано в составе трех отделений: самолетостроительного, моторостроительного и воздухоплавания. На апрель 1930 года (приказ № 15 от 17 апреля) контингент студентов включал 404 человека, большую часть которых составляли бывшие студенты аэромеханического факультета МВТУ, а остальная часть состояла из переведенных в ВАМУ студентов авиамоторной специальности Московского механического института имени М. В. Ломоносова (только на первом курсе их было 72 человека). Распределение студентов по курсам было следующим: 1-й курс — 159 студентов, 2-й — 111, 3-й — 65 и 4-й — 69.

Весной 1930 года состоялся первый набор студентов на первый курс (приказ № 31 от 8 мая). Всего был принят 161 человек (на самолетостроительное отделение — 60 человек, моторостроительное — 60 и воздухоплавательное — 41). В августе состоялся второй набор студентов на первый курс ВАМУ. Было принято 185 человек: на самолетостроительное отделение — 70 человек, моторостроительное — 68 и воздухоплавательное — 47 (приказ № 87 от 20 августа).

К началу 1930/31 учебного года в ВАМУ были переведены студенты авиационного факультета Ленинградского политехнического института — 120 человек (приказ № 85 от 13 августа) — и Томского технологического института — 19 человек (приказ № 95 от 2 сентября и № 101 от 18 сентября).

Первой базой, на которой был размещен ВАМУ и развернут учебный процесс, были помещения на Ольховской улице в Москве, где ранее размещались концессионная фабрика «Хлородонт» и производство по изготовлению абажуров. На этих площадях удалось оборудовать всего несколько аудиторий и маленькую библиотеку (1190 томов). Число студентов на этот момент составило около 450 человек. Занятия проводились в две и даже три смены. Недостаток учебно-производственных помещений заставлял изыскивать новые формы учебного процесса. Резко увеличивалось число часов на производственную практику с частичным переносом учебных занятий на производство. На всех курсах учебные занятия 50 дней проводились в училище (теоретические курсы) и 50 дней — на различных заводах (производственная практика).

В августе 1930 года ВАМУ было переименовано в Московский авиационный институт (МАИ).

В составе МАИ, так же как и в ВАМУ, было три отделения: самолетостроительное, моторостроительное и воздухоплавания. С 10 мая 1931 года институт перешел на факультетскую систему организации учебного процесса.

Осенью 1930 года институту было предоставлено здание бывшей гимназии на 5-й Тверской-Ямской улице (в настоящее время там располагается Институт нейрохирургии имени Бурденко), которое также не позволяло создать необходимую учебно-производственную и лабораторную базу, так как уже в сентябре 1930 года в институте насчитывалось 850 студентов. Основу профессорско-преподавательского состава института составляли работники ЦАГИ и МВТУ: Б. Н. Юрьев, В. П. Ветчинкин, Г. Х. Сабинин, К. А. Ушаков, Г. Н. Мусинянц, Н. С. Аржаников, Б. М. Земский, А. Н. Журавченко, А. К. Мартынов, А. М. Черемухин, Б. С. Стечкин, Н. И. Ворогушин и др. Кроме того, к работе были приглашены преподаватели авиационных специальностей из других вузов. Научный потенциал ЦАГИ и опыт одной из самых передовых технических школ с ярко выраженным конструкторским направлением, присущий МВТУ, был воспринят и в дальнейшем развит профессорско-преподавательским коллективом МАИ.

Осенью 1930 года состоялся первый в истории МАИ значительный выпуск авиационных инженеров (отдельные выпуски были и ранее), часть из которых была оставлена в МАИ с целью пополнения профессорско-преподавательского состава. Среди них — будущие известные профессора и доценты института Д. И. Абугов, Л. Б. Евангулов, Г. С. Скубачевский, И. И. Трапезин, Т. А. Грумондз, Г. Н. Чиликиди и другие.

С этого же года ведет свою историю аспирантура института. Приказом от 14 апреля 1930 года в аспирантуру были зачислены известные в будущем ученые и конструкторы Б. М. Изаксон, И. П. Братухин, А. Ю. Ромашевский и др.

В приказе по институту от 7 мая 1930 года названы имена первых профессоров и преподавателей по циклам дисциплин, которые стали основой научно-педагогических школ института:
физико-математический — профессора А. И. Некрасов и В.Н. Вениаминов, доцент И. И. Васильев;
прикладная механика — профессор Е. Н. Тихомиров, преподаватели В. П. Новицкий, С. К. Руженцев и Б.М. Земский;
самолетостроение — профессора Б. Н. Юрьев, В. П. Ветчинкин и А.Н. Журавченко, преподаватель А. М. Черемухин;
моторостроение — профессор Б. С. Стечкин, доцент Н. И. Ворогушин;
воздухоплавание — профессор Н. В. Фомин, преподаватель Рабинович.

В течение 1930-1931 годов происходило формирование структуры института. Воздухоплавательный факультет был переименован в дирижаблестроительный. Произошло переподчинение кафедр, многие из которых были отнесены в соответствии с тематикой к факультетам.

Продолжалось формирование кафедр института. Приказом от 28 октября 1931 года заведующими кафедрами самолетостроительного факультета были назначены:
общей технологии и авиационного материаловедения — Н. В. Гевелинг;
организации производства — К. С. Прозоров;
экспериментальной аэродинамики и гребных винтов — Б. Н. Юрьев;
строительной механики — А. М. Черемухин;
конструкции и деталей самолетов — С. И. Зоншайн;
гидравлики — А. И. Некрасов;
высшей математики — В. Н. Вениаминов;
теоретической механики — Н. С. Аржаников;
сопротивления материалов — В. В. Подольский;
аэродинамического расчета и динамики полета — А. Н. Журавченко.

С первых лет обучения студенты самолетостроительного факультета в обязательном порядке проходили летную практику. В обязанности студентов на летной практике входили практические полеты (до 50 часов) с выполнением обязанностей летчика под наблюдением летчика-инструктора, полное наземное обслуживание самолетов, включая ремонт в полевых условиях.

Отсутствие надлежащей учебно-лабораторной базы, учебников и учебных пособий привело к необходимости применять, хотя бы временно, нетрадиционные для высшей школы формы организации учебного процесса — бригадно-лабораторный метод, при котором группы разбивались на бригады по 4-6 человек для коллективного обучения с бригадным контролем за его качеством. Бригады вынуждены были заниматься на квартирах, в общежитиях и даже в парках. Недостатки такого метода обучения были столь очевидны, что уже с 1932 учебного года институт перешел на традиционные формы и методы обучения с индивидуальной и дифференцированной оценкой знаний. Приказом по институту от 19 августа 1931 года вводится дифференцированная оценка успеваемости студентов: «неудовлетворительно», «удовлетворительно», «весьма удовлетворительно», «хорошо». В связи со слабой довузовской подготовкой часть студентов переводится в рабфак, для подготовки к приему в институт. В самом институте создаются группы для дополнительного изучения математики и физики.

Большую роль в повышении качества подготовки авиационных инженеров сыграло ставшее традиционным для МАИ широкое привлечение к учебному процессу ведущих специалистов из промышленности. Так, например, руководство дипломным проектированием в значительной степени осуществлялось ведущими работниками авиапромышленности, среди которых были такие выдающиеся руководители авиационных конструкторских коллективов, как С. В. Ильюшин, В. Ф. Болховитинов, Н. Н. Поликарпов, А. Н. Туполев.

В связи с быстрым ростом потребности в авиационных специалистах с высшим образованием с 1931 года начались занятия в вечернем авиационном институте, создавались филиалы вечернего обучения непосредственно на авиационных заводах.

С октября 1931 года Всесоюзное авиационное объединение (приказ по МАИ № 180 от 3 октября) установило следующие профили выпускаемых инженеров:
инженер-конструктор по сухопутному самолетостроению;
инженер-механик по монтажу и сборке самолетов;
инженер-технолог по холодной обработке резанием и давлением;
инженер-технолог по горячей обработке цветных металлов;
инженер-конструктор по вооружению и оборудованию самолетов;
инженер-конструктор по авиамоторостроению;
инженер-технолог по авиамоторостроению.

В 1930-1931 годах были созданы и активно содействовали администрации общественные организации института: партийная, комсомольская и профсоюзная. 26 января 1931 года вышел первый номер институтской газеты «Пропеллер».

Уже в этот период стало очевидным, что на имеющихся площадях наладить надлежащим образом учебный процесс, оснастить его необходимой лабораторной и производственной базой невозможно. Поэтому руководством института, при активной поддержке общественных организаций, были предприняты меры по подбору площадки для комплексного строительства института. Такая площадка была найдена на развилке Ленинградского и Волоколамского шоссе. При поддержке начальника Главного управления авиационной промышленности П. И. Баранова была создана специальная комиссия по организации и строительству института. В 1931 году при управлении капитального строительства МАИ было организовано несколько проектных бюро, составленных преимущественно из преподавателей, сотрудников и студентов института. Бюро по проектированию аэродинамической лаборатории возглавил Б. Н. Юрьев, моторного корпуса — профессор А. В. Квасников, технологического корпуса и лаборатории авиационных материалов — Н. В. Гевелинг, проекты электрооборудования всех лабораторий и других подразделений института, а также их полного электроснабжения от сети Мосэнерго были разработаны под руководством С. А. Синицына.

Несмотря на то что генеральный план строительства неоднократно уточнялся, строительство началось летом 1931 года, а уже весной 1933 года был введен в строй главный учебный корпус (ныне корпус № 3). Одновременно со строительством главного учебного корпуса было начато строительство двух студенческих общежитий и жилого дома для профессорско-преподавательского состава. МАИ перебазировался на новую территорию летом 1933 года, в самый разгар строительных работ. Работники и студенты института активно включились в строительство и создание необходимой учебно-лабораторной базы. Именно тогда в институте появились оборудованные на современном для того периода уровне лаборатории, учебные кабинеты и аудитории, которые с успехом использовались вплоть до конца 50-х годов.

В пятую годовщину со дня основания институту указом Президиума ЦИК СССР было присвоено имя народного комиссара тяжелой промышленности Серго Орджоникидзе.

Создание современной материально-технической базы способствовало быстрому прогрессу во всех направлениях деятельности института во второй половине 30-х годов.

Структура института непрерывно совершенствовалась в соответствии с новыми требованиями, предъявляемыми авиационной промышленностью к выпускникам МАИ. Широкое развертывание авиационной промышленности в те годы потребовало выпуска специалистов в области планирования и организации производства. В связи с этим в 1933 году в МАИ был создан инженерно-экономический факультет, обеспечивший выпуск квалифицированных специалистов в области экономики и организации авиационной промышленности.

Новая авиационная техника оснащалась различными боевыми установками, навигационным и радиооборудованием. В целях обеспечения авиапромышленности специалистами этого профиля в 1935 году в МАИ создается факультет вооружения самолетов.

Со временем на этом факультете появились учебные дисциплины, которые, отражая достижения науки и техники, с одной стороны, и откликаясь на потребности отрасли — с другой, закладывали основы для создания новых кафедр и факультетов. В частности, в сентябре 1937 года (приказ по МАИ № 695 от 10 сентября) на факультете вооружения самолетов были образованы кафедры «Радиотехника и авиационное радиооборудование» и «Аэронавигация и аэронавигационное оборудование».

В 1940 году из этого факультета был выделен факультет «Приборостроение и авиационное оборудование», а оставшаяся его часть сосредоточилась на подготовке инженеров в области вооружения самолетов.

К десятилетнему юбилею МАИ имел в своем составе 5 факультетов, 38 кафедр, 22 лаборатории, 24 учебных кабинета, учебно-производственные мастерские и учебно-летный отряд.

Еще до начала Великой Отечественной войны МАИ подготовил для авиазаводов, конструкторских бюро и научно-исследовательских институтов 3203 авиационных инженера различного профиля, создав тем самым кадровую базу для широкого развития авиационной промышленности в предвоенные годы и годы войны.

Одновременно с подготовкой кадров ученые МАИ в этот период выполнили ряд научных и конструкторских разработок, которые оставили заметный след в истории отечественного авиастроения.

В 1933 году в МАИ организуется конструкторское бюро по самолетостроению, которое до 1936 года возглавлял талантливый авиаконструктор Д. П. Григорович, а затем — П. Д. Грушин, известный впоследствии создатель ракетной техники. В этом КБ было создано несколько оригинальных типов самолетов, в частности цельносварной (из нержавеющей стали) самолет «Сталь — МАИ», легкомоторный самолет тандемной аэродинамической схемы «Октябренок», самолет, целиком выполненный из магниевых сплавов ЭМАИ.

В 1939 году на моторостроительном факультете под руководством профессора Г. С. Скубачевского было организовано ОКБ-2 по созданию мощного поршневого двигателя М-250.

В этом же году под руководством Б. Н. Юрьева и И.П. Братухина начало работать ОКБ, которое провело большой цикл теоретических и экспериментальных работ по проектированию первых советских вертолетов.

Таким образом, к 1940 году МАИ сложился как ведущий научный и учебный центр по подготовке специалистов широкого профиля для авиационной науки и промышленности.

Новый этап в жизни института связан с Великой Отечественной войной. В первые же дни войны руководством и общественными организациями института были приняты меры по оказанию практической помощи фронту. Большая группа добровольцев — преподавателей и сотрудников МАИ ушла на фронт в составе 18-й дивизии народного ополчения Ленинградского района, многие работники института были откомандированы на предприятия авиационной промышленности. К осени 1941 года Правительство приняло решение об эвакуации института в Алма-Ату. Для подготовки и обеспечения работы института на новом месте в Алма-Ату была направлена группа ведущих преподавателей, среди которых были Н. С. Аржаников, Г. Н. Свешников, Е. Н. Тихомиров, С. Н. Кожевников, В. Ф. Юргенс и др.

Эвакуация началась 14 октября 1941 года. Все оборудование кафедр, лабораторий, учебных кабинетов и производственных подразделений в необычайно короткие сроки было эвакуировано в Алма-Ату. Уже 31 октября отправился последний эшелон, эвакуация института закончилась. В институте осталась небольшая группа сотрудников, обеспечивающих специальные работы.

Институт был размещен в 28 самых разнообразных, как правило неприспособленных, помещениях. Еще труднее обстояло дело с помещениями для студентов и преподавателей. Несмотря на все трудности, сразу по прибытии эшелонов в Алма-Ату преподаватели, сотрудники и студенты приступили к приемке, перевозке и монтажу поступающего оборудования, организации учебно-лабораторной и производственной базы, налаживанию учебного процесса, научно-исследовательской и производственной деятельности. Уже через месяц после начала эвакуации МАИ возобновил свои занятия в Алма-Ате.

Профессорско-преподавательский состав института прибыл в Алма-Ату в количестве 134 человек, перебазированный студенческий контингент в основном состоял из студентов старших курсов, младшие курсы были доукомплектованы за счет студентов других институтов.

В исключительно трудных условиях — теснота помещений и разбросанность их по городу, нехватка аудиторий и мебели — учебный процесс налаживался. Были организованы лекционные, лабораторные и практические занятия, курсовое и дипломное проектирование. В целях увеличения выпуска крайне необходимых стране в условиях войны авиационных инженеров был разработан учебный план с сокращенным сроком обучения (3,5 года вместо 5,5 лет).

Помимо обеспечения производственного обучения студентов, учебно-производственные мастерские в кратчайшее время наладили выпуск оборонной продукции. Не прерывалась и научно-исследовательская деятельность института, которая в этот период была в основном сосредоточена на решении практических проблем в интересах авиационной промышленности.

После разгрома немцев под Москвой был поставлен вопрос о возобновлении деятельности института в Москве, и уже со 2 февраля 1942 года начался учебный процесс в московских помещениях института. Студенческий состав был сформирован из оставшейся в Москве части студентов МАИ и МАТИ, а также бывших студентов, вернувшихся с фронта. Несмотря на фактическое существование института на двух удаленных друг от друга на тысячи километров территориях, деятельность их была органически связана. Уже в июне 1942 года вернувшийся из Алма-Аты профессор Н. В. Иноземцев был назначен заместителем директора МАИ, вскоре вернулась в Москву и большая группа преподавателей.

Таким образом, в годы, предшествовавшие Великой Отечественной войне, и во время войны коллектив МАИ много и напряженно работал. Главным итогом этой работы стала подготовка нескольких тысяч специалистов для авиационной промышленности, которые сыграли большую роль в обеспечении Победы.

Эти заслуги коллектива МАИ были отмечены высокой правительственной наградой — орденом Ленина. Кроме того, 119 преподавателей, сотрудников и студентов института были награждены орденами и медалями.

Послевоенный период в развитии МАИ связан с поистине революционными изменениями, которые произошли в авиационной технике. Самолеты стали в основном реактивными, скорости их полета вплотную приблизились к скорости звука, а затем и превзошли ее. Существенно усложнился весь комплекс оборудования самолетов, произошло их насыщение электро-, радио-, приборным и автоматическим оборудованием, новыми, ракетными видами вооружения. Начался практический этап в развитии вертолетостроения. От отдельных экспериментальных разработок конструкторские коллективы как в нашей стране, так и за рубежом перешли к созданию серийных вертолетов, нашедших широкое применение на практике. Родились новые отрасли авиационной науки и промышленности, целью которых стало создание ракетной техники различного назначения.

В связи с новыми запросами авиационной науки и техники МАИ с первых же послевоенных лет взял курс на создание условий для подготовки кадров нового профиля. Именно в этот период были разработаны курсы лекций и соответствующие им экспериментальные установки по реактивным и ракетным двигателям, аэродинамике сверхзвуковых скоростей, расчету на прочность новых типов конструкций (в том числе с учетом аэродинамического нагрева), новым типам конструкционных материалов и технологии их обработки и др.

С учетом новых требований был создан ряд новых кафедр и факультетов. В 1946 году начал свою деятельность радиотехнический факультет, появились новые специальности по системам управления летательными аппаратами, теории автоматического управления, вычислительной технике. В начале 50-х годов были созданы кафедры по проектированию и конструированию ракет различных типов. Для усиления связи с промышленностью появляются базовые кафедры и филиалы кафедр на предприятиях и в проектно-конструкторских организациях.

Значительные перемены произошли и в структуре учебных планов и программ, в которых предусматривалось усиление подготовки по физико-математическим наукам, широкое использование во всех технических предметах электронно-вычислительной техники, усиление конструкторско-технологической подготовки, обучение элементам автоматизированного проектирования и конструирования, расширение самостоятельности в учебной работе студента. В учебный процесс органично входила наука, в том числе с широким привлечением студентов.

Итогом этого этапа стало превращение авиационного института, ранее ориентированного в основном на самолетную и частично вертолетную технику, в авиационный политехнический вуз, обеспечивающий подготовку кадров для широкого круга научных и проектно-конструкторских организаций в авиационной и ракетно-космической отрасли.

К середине 60-х годов стало очевидным, что имеющаяся материально-техническая база института, созданная в основном еще в 30-е годы, уже не обеспечивает перспективного развития института, вновь созданных направлений подготовки специалистов и значительно возросших объемов научно-исследова-тельских работ. По инициативе руководства института и, прежде всего, в результате активных действий ректора института И. Ф. Образцова, в 1968 году Председателем Совета Министров СССР было подписано распоряжение о строительстве 90 тысяч квадратных метров учебно-производственных площадей с привлечением средств девяти заинтересованных министерств. К концу 1972 года был утвержден генераль-ный план строительства, реализация которого началась поэтапно еще до его полного принятия. К 1975 году в соответствии с этим планом был введен в строй лабораторный корпус для самолетостроительного факультета, состоялась закладка главного учебного корпуса с полезной площадью 42 тысячи квадратных метров. За период с 1973 по 1980 год построены и введены в эксплуатацию: многоэтажное общежитие для студентов и аспирантов, Дворец культуры, жилой дом для преподавателей, спальный корпус в спортивно-оздоровительном лагере «Алушта», новая столовая на 1000 посадочных мест. В 1979 году начато строительство нового учебного корпуса (теперь это корпус № 24). Большой вклад в практическую реализацию программы строительства «большого МАИ» внес ректор МАИ  И. Т. Беляков.

К своему пятидесятилетию (1980) МАИ имел 18 дневных и вечерних факультетов, 80 кафедр и готовил инженеров-механиков по всем типам летательных аппаратов и двигателям для них, инженеров-механиков по системам управления и радиосистемам, инженеров-математиков, инженеров-системотехников, инженеров-экономистов, т.е. по всем специальностям авиационной и ракетно-космической техники.

За пятьдесят лет своей работы МАИ выпустил около 80 тысяч авиаинженеров. Среди выпускников института к этому времени было более 20 генеральных и главных конструкторов, 182 лауреата Государственных премий, десять космонавтов СССР. На 1980 год в институте обучалось по дневной форме обучения около 27 тысяч студентов и примерно столько же — на вечерних отделениях.

Среди профессорско-преподавательского состава в 1980 году работало пять академиков и два члена-корреспондента АН СССР, 193 доктора и профессора, в том числе 153 штатных, 890 кандидатов наук и доцентов. 18 преподавателей имели звания «Заслуженный деятель науки и техники РСФСР», 20 преподавателей были удостоены Государственных премий СССР. Учебники и научные труды, созданные учеными МАИ, известны не только в нашей стране, но и за рубежом.

За большой вклад в дело подготовки специалистов, в год своего пятидесятилетия институт был награжден орденом Октябрьской Революции.

Восьмидесятые годы прошедшего столетия в жизни института были связаны с последовательно решаемой коллективом задачей превращения МАИ в технический университет. Эта идея впервые была высказана в начале 70-х годов ректором того периода И. Ф. Образцовым и последовательно осуществлялась его преемниками — И. Т. Беляковым, Ю. А. Рыжовым и А.М. Матвеенко. В 1993 году институту было присвоено новое название: Московский государственный авиационный институт (технический университет). Традиционная аббревиатура — МАИ — была сохранена.

На всех этапах деятельности МАИ (1930-1990) большую организаторскую и мобилизующую работу, направленную на выполнение поставленных перед институтом задач, проводила партийная организация института. Вопросы стратегии и тактики развития института, подготовки, отбора и расстановки профессорско-преподавательских и руководящих кадров, воспитания студенческой молодежи, строгого исполнения коммунистами своих обязанностей (от рядового работника до ректора) — все это и многое другое постоянно находилось в поле зрения партийной организации. В состав ее входило до 2,5 тысяч коммунистов, три четверти профессоров и докторов наук были членами партии. Партийная организация была школой воспитания кадров. Из стен МАИ вышло семь первых секретарей РК КПСС г. Москвы, два секретаря МГК КПСС, первый секретарь Ярославского ОК КПСС, первый секретарь ЦК ВКП(б) Белоруссии, секретарь ЦК КПСС (Е.К. Лигачев), большое количество работников госаппарата, включая заместителей министров и министров РФ и СССР, дипломатических работников высшего ранга, шесть руководителей других вузов, более ста руководителей научно-исследовательских, проектно-конструкторских и производственных организаций авиационной и ракетно-космической отрасли (смотри раздел «Выпускники МАИ»).

Трудно переоценить большую положительную роль в работе со студенческой молодежью многотысячной комсомольской организации института. Помимо повседневной работы, связанной с воспитанием студенчества и успешной организацией учебного процесса, комсомол института являлся инициатором многих общественно-полезных дел и начинаний: участие в уборке урожая на целине и в Подмосковье, организация строительных отрядов на самых значительных стройках народного хозяйства, совместно с СНТО поддержка научно-исследовательской работы студентов, шефство над детскими домами и школами и многое другое. Лучшие традиции комсомола в настоящее время продолжает Союз молодежи МАИ.

Значительную работу, направленную на защиту законных прав и удовлетворение социально-культурных нужд студентов и сотрудников МАИ, проводили и проводят профсоюзные организации студентов и постоянного состава института.

Развитию в институте изобретательского движения и распространению знаний в области изобретательского права способствовала институтская организация Всесоюзного общества изобретателей и рационализаторов, которая работала совместно с патентным отделом института.

Несомненным признанием ведущего значения МАИ в деле пропаганды научных и технических знаний в стране было назначение академика И. И. Артоболевского (зав. кафедрой теории механизмов и машин МАИ) председателем Всесоюзного общества «Знание», а председателем аналогичного общества РСФСР — академика И. Ф. Образцова (зав. кафедрой прочности МАИ), которые возглавляли эти общества на протяжении многих лет.

Большой вклад в дело привлечения молодежи к спорту и его военно-техническим видам сделан спортклубом института и организацией ДОСААФ МАИ. Под их руководством и при постоянной поддержке ректората, парткома, профсоюзной организации в МАИ воспитаны многие поколения выдающихся спортсменов, чемпионов Олимпийских игр, мира, Европы, СССР и России, бурно развивался и массовый спорт.

В МАИ постоянно велись работы по проектированию и строительству летательных аппаратов (ЛА) различных типов и двигателей к ним. За период с 1930 года в МАИ было спроектировано более 200 типов ЛА и авиационных двигателей, в том числе: 26 самолетов, 25 винтокрылых ЛА, 24 планера, 30 дельтапланов и мотодельтапланов, 29 дистанционно пилотируемых ЛА, 12 искусственных спутников Земли и космических ЛА, 6 аппаратов легче воздуха (дирижабли, воздушные шары и пр.), 11 ЛА с машущими крыльями, 10 подводных научно-исследовательских аппаратов, 44 авиационных двигателя.

На спроектированном в студенческом конструкторском бюро и построенном в ЭПМ МАИ легком пилотажном самолете «Квант» установлено пять мировых рекордов (70-е — 80-е годы).

В середине 80-х годов конструкторским бюро экспериментального самолетостроения разработан сверхлегкий самолет оригинальной конструкции «МАИ-89», который установил мировой рекорд скороподъемности на высоту 3000 метров, на 30 процентов превышающий предыдущий рекорд для такого типа самолетов. Самолет «МАИ-89» был представлен на нескольких международных авиасалонах, получил сертификаты в ряде стран и пользуется коммерческим успехом. Значительное количество этих самолетов продано за рубеж.

В 1998 году Авиационный регистр Межгосударственного авиационного комитета (Авиарегистр МАК) выдал МАИ сертификат разработчика легких гражданских воздушных судов. Впервые за свою историю МАИ получил государственный статус разработчика авиационной техники, официально признанной авиационной конструкторской организацией.

17 декабря 1999 года Авиарегистр МАК выдал МАИ сертификат типа на самолет «Авиатика-МАИ-890» (серийная модификация). Самолет разработки ОСКБЭС МАИ стал первым в России и СНГ сертифицированным самолетом такого класса.

Приказом Минвуза СССР от 18.09.1987 г. при МАИ создано Учебно-методическое объединение по авиационным специальностям, которое в 1992 году было преобразовано в Учебно-методическое объединение высших учебных заведений РФ в области авиации, ракетостроения и космоса (УМО АРК). В состав объединения включено 9 профильных вузов и, кроме того, 36 родственных факультетов и кафедр вузов других направлений. УМО АРК является одним из наиболее крупных объединений и координирует действия вузов по 4 направлениям и 26 специальностям аэрокосмического профиля. Традиционно председателем УМО АРК является ректор МАИ (с 2007 г. — профессор, д.т.н. А. Н. Геращенко).

В течение 20 лет (1987-2007) заместителем Председателя УМО АРК работал профессор Ю. А. Сидоров (в настоящее время — А. Ю. Сидоров). УМО АРК отвечает за разработку Государственных образовательных стандартов, учебных планов и программ по закрепленным за ним специальностям, выработку рекомендаций к изданию учебников и учебных пособий, экспертизу при открытии новых специальностей и присвоении ученых званий, формирование научно-методических советов по специальностям. В настоящее время УМО АРК проводит работу по созданию Государственных образовательных стандартов нового поколения.

В целях оказания аэрокосмическим вузам учебно-методической помощи в 1992 году была создана на общественных началах ассоциация «Аэрокосмическое высшее образование». В ассоциацию вошли 10 вузов авиационного и ракетно-космического профиля. Президентом ассоциации с 2007 г. также является ректор МАИ  А. Н. Геращенко.

Начиная с 1992 года, после большого перерыва, значительно активизировалась международная деятельность МАИ. В результате существенно увеличилось число иностранных граждан, обучающихся в МАИ на контрактной основе. За период с 1992 по 2000 год более 400 иностранных граждан прошли подготовку в МАИ, 50 человек получили дипломы об окончании института, 20 — дипломы кандидатов технических наук, более 300 — сертификаты о прохождении стажировки. Среди иностранных студентов и аспирантов МАИ — граждане стран Юго-Восточной Азии, Сирии, Ирана, Америки, Канады, практически всех стран Европы.

МАИ ежегодно посещают представители около 90 зарубежных организаций, выезжают за рубеж до 130 преподавателей, студентов и сотрудников МАИ. За этот период в МАИ реализовано или находится в стадии реализации более 50 международных контрактов с партнерами из Франции, Китая, Германии, Мексики, Бразилии, Ирана, Сирии и других стран.

Социально-экономические изменения, произошедшие в стране в начале 90-х годов, поставили институт в сложное положение: резко сократилось бюджетное финансирование учебного процесса и научных исследований, хозяйственных расходов и коммунальных услуг, а также материальная поддержка со стороны базовых министерств и предприятий. Бедственное положение авиационных и ракетно-космических отраслей, сравнительно низкий уровень заработной платы их работников несколько снизил притягательность для молодежи традиционных для МАИ инженерно-конструкторских специальностей, что привело к уменьшению конкурса и, как следствие, снижению качества поступающего в институт контингента.

В этих условиях коллектив МАИ, ученый совет, руководство института и факультетов приняли ряд неординарных мер. К таким мерам следует отнести:
значительное расширение профиля подготовки специалистов, придание им способности быстро адаптироваться в самых различных сферах современной жизни;
введение углубленного изучения современных экономических знаний, формирование у студентов умения работать в условиях нарождающейся рыночной экономики;
усиление физико-математической подготовки как базы знаний для понимания любых процессов и явлений в науке и технике;
подготовка специалистов по заказам предприятий (по индивидуальным планам);
переход в проектно-конструкторских дисциплинах на новые технологии, базирующиеся на использовании систем автоматизированного проектирования и конструирования;
постоянное совершенствование содержания дисциплин, максимальное приближение его к требованиям сегодняшнего дня;
дальнейшее углубление взаимосвязи учебного и научно-исследовательского процессов;
значительное расширение международных связей института, использование их для улучшения содержания учебного процесса, обмена опытом обучения с лучшими зарубежными учебными центрами, привлечения к обучению в МАИ иностранных студентов и аспирантов;
создание, сверх определяемых государством заданий на подготовку специалистов, новых форм обучения с полным или частичным возмещением затрат;
использование материально-технической базы института для организации разнообразной коммерческой деятельности с последующим направлением заработанных средств на дополнительную оплату труда сотрудников, содержание и ремонт помещений и всего комплекса обслуживающих систем.

Принятые меры позволили в основном сохранить научно-педагогический потенциал института, поддерживать материально-техническую базу института в рабочем состоянии и, что особенно важно, повысить интерес молодежи к поступлению в МАИ. Все последние годы растет конкурс при поступлении в институт, заметно улучшается качество студенческого контингента, преподаватели отмечают повышение заинтересованности студентов в получении знаний.

Наличие квалифицированных кадров и признанных в мире научных школ, многолетние традиции МАИ, гарантирующие подготовку высококлассных специалистов, сохранение и развитие учебно-лабораторной базы позволяют с оптимизмом смотреть в будущее ведущего аэрокосмического университета России.

Современный МАИ — ведущий авиационный университет России, многопрофильный учебно-научный центр, осуществляющий подготовку специалистов широкого профиля для всех отраслей авиационной и ракетно-космической науки и промышленности.

 
меловая доска на кухне